Советы психолога16
эмблема ЦРТДиЮ "Заельцовский"

Советы психолога

 

Что надо знать родителям о детско-подростковой депрессии?

Сегодня само слово «депрессия» стало для многих чем-то обыденным и не вызывающим опасений. Часто можно услышать от взрослого человека, и даже от подростка: «У меня депрессия!» Так ли это? Трудно найти человека, который в течение всей своей жизни ни разу не испытывал бы повышенную тревожность, апатию, печаль, нежелание что-либо делать, безразличие ко всему, плохое настроение, особенно, в результате сильного стресса. Но депрессия ли это или нормальная реакция на стресс? Просто усталость или характерная для многих смена настроения, когда хочется побыть одному, помолчать? Истинная депрессия не является обычной хандрой или признаком слабости воли и характера. Нельзя от неё избавиться, «взять себя в руки», «посмотреть на мир позитивно». Депрессия – это серьезная проблема, болезнь, и без специалистов не обойтись. Часто необходим комплексный подход: от фармакологии до психотерапевтической и психологической помощи. Но как отличить негативные состояния психики от реальной депрессии? Давайте, разберемся.

Действительно, депрессия характеризуется всеми перечисленными состояниями, и основной из них – гипотимия – сниженный фон настроения. Но этого недостаточно, чтобы поставить такой сложный диагноз. Психиатры обращают внимание, прежде всего, на продолжительность периода, связанного с подобным состоянием. Кроме того, могут проявляться моторные (двигательные) нарушения – от вялости и апатии до чрезмерной двигательной активности. Наблюдаются и идеаторные расстройства, то есть мыслительная и речевая заторможенность. Но и это еще не вся картина депрессии. Снижается общий витальный (жизненный) тонус: бессонница, отсутствие бодрости при пробуждении и в течение дня, нарушение аппетита, неясные боли, зажимы в теле и тд. И что еще очень важно знать, «вынашивается» основная депрессивная идея, которая заключается в бреде самообвинения, самоуничижения, в ощущении собственной никчемности, неполноценности, бессмысленности жизни, ипохондрии, отсутствии интересов. Это общие черты известных типов депрессии. У взрослых людей.

А что же у детей и подростков? До недавнего времени считалось, что у детей не может быть депрессии. Но оказалось, что детско-подростковые депрессии в современном мире явление довольно распространенное. Проблема в том, что картина депрессивных состояний в этом возрасте «смазана», признаки и симптомы депрессии могут быть не явные и даже скрываться за фасадом физических заболеваний, поведенческих нарушений, внезапных проблем с вниманием, памятью, мышлением. Поэтому не только родители, но зачастую и врачи не сразу распознают депрессию. Решение этой проблемы лежит не только в медицинской плоскости, но и в психологической, и в социально-педагогической.

Дети, да и подростки, не всегда могут точно охарактеризовать словами свое состояние. Разумеется, нет никакого смысла все время быть настороже и «выискивать» депрессию у ребенка. Просто надо быть более внимательными к детям. Мы ведь часто не замечаем даже очевидных вещей. Всегда лучше исключить проблему, чем ее пропустить.

Стоит задуматься, если ребенок ВДРУГ, кажется, ни с того ни с сего:

  • интеллектуальная и речевая заторможенность (замедленная речь, простые вопросы требуют длительного обдумывания, игры, требующие умственного напряжения и внимания, вызывают явный протест, рассеянное внимание, трудности с концентрацией, забывчивость и тд);
  • появились проблемы с поведением и энергией (стал проявлять грубость, агрессию, нарушает социальные нормы, упала работоспособность и тд);
  • капризы, истерики, плач по малейшему поводу: при обиде, замечании или поощрении, приход в дом постороннего, появление новой игрушки и т. п.;
  •  стал драться, часто ворчит, злится, не слушается;
  • может проявлять полное равнодушие, безразличие к окружающим, близким людям или, наоборот, стал чрезмерно послушным;
  • стал часто болеть, потерял аппетит, стал сонливым или, наоборот, у ребенка бессонница (трудно засыпает, прерывисто спит, просыпается с плачем, видит страшные сны). Температура без явных воспалительных процессов;
  • проявляется недовольство собой;
  • появились страхи (боится остаться один на свете, потерять маму, боится, что мама не придет в детский сад, что по дороге домой она попадет под машину или ее убьют бандиты, «мир погибнет», случится «конец света», «атомная война», «люди погибнут», «я умру» и тд);
  • стал мало улыбаться, отказывается отвечать на вопросы, проявляет недоверчивость, не хочет даже подходить к другим детям, более охотно играет в одиночестве;
  • игра стала более примитивной, иногда готов провести за игрой весь день;
  • потеря веса, бледность, синева под глазами, понурая или напряженная поза, угрюмое или грустное выражение лица, беспокойный или потухший взгляд;
  • возрастной регресс (не отпускает от себя мать, просится «на ручки», чтобы его покачали, появились младенческие интонации в речи, сосание пальца, стал грызть ногти, сосать кончики волос, воротничок, накручивать волосы на палец);
  • стал более медлительным, подолгу одевается, часто опаздывает из-за этого в школу, на переменах больше сидит один или стоит в уголке, избегает подвижных игр, на уроках физкультуры выглядит вялым и неуклюжим;
  • болезненно реагирует на малейшую несправедливость по отношению к себе и другим, испытывают острое сочувствие, в том числе по отношению к животным и неодушевленным предметам;
  • винит во всех проблемах либо себя, либо тех, кто его окружает: маму, папу, учителя, воспитателей.

 

NB! Не обязательно, чтобы эти признаки однозначно указывали на депрессию. Но если Вы их наблюдаете у своего ребенка или воспитанника довольно часто, возможно, нужна помощь.

Что следует знать и делать родителям, чтобы помочь своему ребенку?

  1. Прежде всего, ненавязчивое наблюдение за ребенком, чтобы понять, в чем причина изменений в поведении, сниженного фона настроения, какая ситуация могла оказать на него психотравмирующее воздействие. Если есть возможность устранить травмирующую ситуацию, надо сделать это.
  2. Наладить четкий ритм жизни ребенка (режим дня, все делать в одно и то же время: сон, еда, прогулки, общение с друзьями, чтение книг и тд.), который необходимо поддерживать постоянно, а не от случая к случаю.
  3.  Особое внимание уделить свободному времени ребенка, его досугу (проследить, сколько времени он проводит за компьютером, смотрит телевизор, сколько – на свежем воздухе, общается с друзьями и др.). Возможно, на какой-то период стоит снизить требования и учебные нагрузки.
  4. Организовать ежедневные физические нагрузки на свежем воздухе. Это помогает поднять настроение, изменить гормональный фон.
  5. Увеличьте количество времени, которое Вы проводите со своим ребенком, (контакт глаз, прикосновения, объятия, забавные или поучительные истории из своей жизни). Главное качество времени, которое Вы проводите с ребенком. Ребенок должен чувствовать, что его проблемы не игнорируют, как и его самого. Не обесценивайте переживания ребенка. Когда ему плохо, не надо успокаивать и подбадривать его словами «да, все в порядке! Все у тебя хорошо! Что ты выдумываешь?». Это только усилит его страхи.
  6. Поработайте с собственными тревогами и страхами. Ребенку важна положительная эмоциональная среда. Для некоторых детей любое изменение в их жизни: позитивное или негативное, неважно, может являться стрессом и вызывать тревогу. Необходимо разговаривать с ребенком о его чувствах, которые вызываются тем или иным событием.
  7. «Плохое» поведение ребенка (непослушание, нежелание делать что-либо, грубость) может быть вызвано целым рядом причин. Ужесточение дисциплины и требований может только усилить депрессию. Идите от обратного. Вспоминайте с ребенком ситуации, когда у него что-то получалось хорошо, что доставляло ему удовольствие. Делайте что-то с ним вместе. Постепенно создавайте ситуацию успеха. Найдите, за что ребенка можно похвалить.
  8. Эмоциональные состояния ребенка лучше проживать с ним вместе через игру. Обыгрывать выход из сложных ситуаций, предлагать возможные варианты.

 

Если при соблюдении всех рекомендаций, не смотря на все Ваши старания, Вы в течение определенного времени не видите изменений или ситуация то ослабевает, то возникает с новой силой, обратитесь к специалисту.

Не стоит пытаться ставить диагноз самостоятельно!

Сначала обратитесь к психологу, если у него возникнет предположение о наличии депрессивного расстройства, он направит Вас к детскому психиатру, который определит вид депрессии и назначит соответствующее лечение. Оптимальный вариант, когда оба специалиста вместе с родителями работают в тандеме.


Елена Николаевна Воронова,
педагог-психолог ЦРТДиЮ «Заельцовский»

Дата последнего обновления страницы 27.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения