Советы психолога12
эмблема ЦРТДиЮ "Заельцовский"

Советы психолога

 

Как помочь ребенку младшего школьного возраста?

Дистанционная форма обучения поставила перед всеми: и родителями, и учителями, и детьми, - вопросы, на которые нам надо ответить для себя, находясь уже в самом процессе обучения. Сложнее всего, наверное, сейчас первоклассникам и тем, кто заканчивает в этом году начальную школу. Первоклассники вообще не поняли, что произошло, они только-только адаптировались к классно-урочной системе обучения, и вдруг сначала длительные каникулы, а теперь снова учиться, только дома. Как?! Дома ведь надо отдыхать и играть! А тут надо что-то делать, да еще и самому или с родителями, а я уже привык, что все объясняет учитель и тд. В общем, перестройка не из легких. Испытание как для ребенка, так и для родителей. И в такой ситуации очень важно маме остаться мамой, а учителю учителем, только онлайн. У четвероклассников стрессовая ситуация другого рода: им всем надо готовиться к ВПР (всероссийская проверочная работа). Им предстоит ответственный переход из начальной школы в среднее звено. Как в такой ситуации не снизить успеваемость и мотивацию к учению, сохранить трудоспособность и спокойствие?

Надо, прежде всего, вспомнить, что главная задача начального общего образования – научить учиться, то есть научить способам действия. В контексте нынешней ситуации, дистанционное обучение для младшего школьника – это освоение нового способа действия. Именно в этом и надо помочь младшему школьнику. Это позитивное в дистанционном обучении, на что, в первую очередь, всем надо обратить внимание. Давайте разберемся, без паники. Разведем ответственность сторон. В дистанционном обучении НЕТ привычного урока и домашнего задания, но ЕСТЬ самостоятельная работа, организация которой лежит на учителе. Родитель выполняет поддерживающую роль, создает условия для ребенка, находится в контакте с учителем. Но не берет на себя роль учителя и не делает задание за ребенка. Это важно!

Далее. Мы все время говорим том, как научить ребенка самому осуществлять процесс управления собственными знаниями. Дистанционное обучение, грамотно организованное, позволяет это сделать. Нет привычной проверки выполнения задания, а есть ( или должно быть, если этого нет) обсуждение того, что получилось при выполнении самостоятельной работы. Как правило, на такое обсуждение на обычном уроке не хватает времени. В рамках дистанционного образования мы можем постепенно сформировать у ребенка новое понятие контроля. Это контроль, о котором все время говорят психологи. Это сличение собственных результатов работы с предъявляемым образцом и сравнение себя с прежним. Инициатором такого контроля является учитель, а исполняющая роль принадлежит самому ученику. Может ли ребенок сразу этому научиться? Нет, конечно. Ему в обязательном порядке понадобится помощь родителей. Поэтому это перестройка родительской роли в обучении в том числе.

При этом, родителям важно, поддерживая контакт с учителем, следить за тем, чтобы соблюдался тайминг и учить этому своих детей. В данном случае перегрузка заданиями и временем их выполнения зависит не только от учителя, с которым, повторяю, Вы держите постоянную связь, но и от Вас. Это Ваша задача следить за режимом дня. Договаривайтесь с учителем об индивидуальном подходе. Все дети разные, с разным темпом обучения. Дистанционное обучение как раз и позволяет учитывать этот факт. Если вы наблюдаете, что Ваш ребенок не может выполнить данное задание самостоятельно или без Вашей помощи, сообщите об этом учителю.

Вы, как родители, должны знать, какая ежедневная нагрузка может быть при данном обучении на ребенка младшего школьного возраста. В день – 2 предмета, причем с рангами разной трудности, то есть , к примеру, математика и музыка. Дозирование заданий таково: самостоятельное освоение нового материала – 15 минут, обратная связь от учителя без оценивания; задания для самопроверки по изученной теме и отработка навыка – 20-25 минут с обратной связью от учителя в виде развернутых комментариев, без отметки; проверочная работа по итогам изучения темы – 10 минут, с возможной отметкой плюс консультация учителя с разъяснениями. Время примерное, но для Вас это ориентир. Помните, что перегрузка – это всегда стресс. К сожалению, многие столкнулись на первой неделе дистанционного обучения именно с перегрузкой, и дети, чтобы выполнить задания, сидели по много часов за компьютером. Это совершенно недопустимо. Надеюсь, что на текущей неделе ситуация стала лучше. Родителям не надо нервничать по этому поводу. Ничего страшного, если ребенок не сделал задание, объясните ему, что он в состоянии со всем справиться, и поговорите о нагрузке на ребенка с учителем. В конце концов, он войдет в свою колею.

Продуктивное время работы у каждого ребенка индивидуально, поэтому, если Вы, наблюдая за ребенком в процессе его сидения за компьютером, видите, что он начинает ерзать, шататься на стуле, проявляет суетливую двигательную активность, предложите ему небольшой перерыв, своеобразную пятиминутку. Но это время физических упражнений, а не похода к холодильнику.

У каждого ребенка свое продуктивное время, поэтому не сравнивайте своего ребенка с другими. Надо учитывать также тот факт, что помимо нагрузки на позвоночник при длительном сидении, ребенок испытывает огромную нагрузку на глаза, глядя в монитор. Отблеск от экрана монитора усугубляет эту нагрузку. Размер экрана также влияет на прослеживающую функцию глаз: чем меньше экран, тем хуже для зрения. Поэтому ни в коем случае ребенок не должен работать с экрана мобильного телефона, так как при статической нагрузке происходит спазмирование мышц: глаз как бы смотрит в одну точку, прослеживающее движение глаз (вправо-влево) минимально, и дальнейшая работа зрительного анализатора, через который он воспринимает большую часть информации, нарушается. Поэтому через каждые 20-30 минут, даже если ребенок работает не с мобильного телефона, делайте месте с ним глазодвигательную гимнастику. Не надо сложных комплексов. Достаточно, держа голову прямо, подвигать глазами влево-вправо, вверх-вниз, сделать круговые движения в одну и в другую стороны, поморгать. В интернете Вы можете найти много таких упражнений и по желанию добавлять. Вам это тоже будет полезно. Все это можно выполнять в виде игры.

Нельзя не затронуть еще одну немаловажную проблему. Проблему коммуникации на уроке. На уроке в классе ребенок вербально или не вербально получает обратную связь: от учителя, от одноклассников, правильно или неправильно он что-то делает. Сидя перед экраном монитора, один на один, он этой привычной обратной связи не получает. Поэтому эту роль тоже приходится выполнять родителю. Это не значит, что Вы каждую минуту должны вмешиваться в процесс выполнения задания. Но после того, как ребенок что-то сделал самостоятельно, лучше поговорить об этом. Поинтересоваться, как ему удалось выполнить задание, что было трудного, а с чем он справился легко и тд.

Самый большой страх, который существует у учителей и родителей: не пройти годовую программу при дистанционном обучении. У родителей это состояние может усугубляться в связи с тем, что в данный период большая ответственность за обучение и усвоение учебного материала лежит на них. Не забывайте о том, что Ваши страхи считываются ребенком, даже если Вы их стараетесь не транслировать напрямую, еще хуже , если Вы об этом говорите. Сложившаяся ситуация у всех одинаковая, она, так или иначе, временная. Поэтому корректировка школьной программы неизбежна. Не стоит переживать из-за того, что Вы не в силах изменить. Надейтесь на лучшее, и вселяйте эту надежду в Вашего ребенка.

Для обучения онлайн нужна сформированная, достаточно высокая мотивация. У младших школьников она еще не может быть развита в силу их возраста. Лобные доли, отвечающие за волевую готовность и, соответственно, за мотивацию, еще слабо развиты. Поэтому без родителей поддержать необходимый темп деятельности ребенок этого возраста не в состоянии. Кроме того, надо понимать, что комната ребенка никак для него не ассоциировалась со школьным классом с его жесткими правилами. Там, хочешь – не хочешь, приходится учиться. Дома больше свободы, больше возможности полениться. Соответственно, такой распорядок тоже никак не способствует развитию учебной мотивации. Однако, не стоит превращать дом полностью в школьный класс. Ничего страшного, если рядом с компьютером будет стоять чашка с чаем, например. Речь не идет о полноценном обеде, но поскольку ребенок все-таки находится дома, эта пресловутая чашка чая, против которой некоторые рьяно выступают, может психологически помочь ребенку почувствовать себя более комфортно и защищенно.

Еще немного о том, как мотивировать ребенка на работу дистанционно. Условно мотивация делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация связана либо с давлением на ребенка, по типу «надо», «должен», что не вырабатывает истинное желание учиться. Во всяком случае маленькому ребенку возразить нечем, он еще зависит от взрослых. Точно также, когда мы говорим ребенку: «Если сделаешь то, что от тебя требуется, получишь то-то и то-то». Вот такая манипуляция. Надо сказать срабатывает, но ее действие постепенно ослабевает. Тоже, как видите, вряд ли таким образом можно стимулировать собственное желание учиться. Внутреннюю мотивацию можно сформировать только через любопытство и интерес, через игру в этом возрасте. Задача взрослых, чтобы ребенок САМ захотел что-то делать.

Проблема недостатка практических знаний, творческих задач может быть минимизирована с помощью занятий с педагогами дополнительного образования. С одной стороны, это колоссальная психологическая разгрузка при занятии любимым делом; с другой стороны, дополнительное образование выполняет ту же роль, которая есть у общего образования, способствует формированию навыка постановки цели и достижения результата, то есть учит учиться. Но правила нахождения онлайн все равно те же, что и при выполнении школьных заданий. 


Елена Николаевна Воронова,
педагог-психолог ЦРТДиЮ «Заельцовский»

Дата последнего обновления страницы 27.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения