Советы психолога10
эмблема ЦРТДиЮ "Заельцовский"

Советы психолога

 

Дистанционное обучение. Часть 1.

Дистанционное обучение – это образование через Интернет, которое позволяет объединить возможности традиционного учебного процесса и преимущества информационно-коммуникационных образовательных технологий. Несмотря на трудности реализации, без применения дистанционных технологий, по мнению многих исследователей, невозможно представить школу и другие образовательные учреждения уже через 2-3 года.  Современное поколение Z практически не воспринимает информацию без технической составляющей. Это дети, у которых развито «слайдовое» или «клиповое» мышление. Для более эффективного восприятия линейной информации  им необходимы яркие образы, картинки и движущиеся объекты. Простые разъяснения, объяснения и иллюстрации очень быстро наскучивают, и через очень короткое время мозг «отключается». Не все родители и педагоги готовы  перестроиться на дистанционное образование, и, прежде всего, из-за отсутствия реального контроля со стороны учителя и усиления «давления» со стороны родителей, что вызывает напряжение в отношениях. Но так или иначе реальность такова, что рано или поздно, мы все больше будем использовать дистанционные формы обучения. Чтобы лучше понимать суть вопроса, рассмотрим некоторые проблемы сближения двух подходов, плюсы и минусы как традиционного, так и дистанционного обучения.

Дистанционное обучение предполагает наличие оригинального инструментария, программного обеспечения, методических пособий для обучающих курсов по каждому предмету или виду деятельности. Интерфейс должен быть ориентирован на соответствующий возраст  пользователя. Кроме того, учителя школ или педагоги дополнительного образования, родители и дети должны иметь не только теоретические знания по использованию компьютера и интернета, но и хорошие практические навыки. Что мы имеем на сегодняшний день, оказавшись неожиданно в ситуации вынужденной самоизоляции и перехода на дистанционное обучение? Кто-то использует Scype, снимает видеоуроки, более продвинутые пользуются приложением ZOOM для видеоконференций, семинаров, но, в основном, объяснение материала и выполнение заданий осуществляется через социальные сети, включая e-mail.

Непривычно. Для некоторых сложно. Но время и всеобщая компьютеризация диктуют свои условия. И мы не можем с этим не считаться. Поэтому  независимо от нынешней ситуации освоение навыков дистанционного обучения имеет большие перспективы. Кроме того, оно более экономически выгодно государству и людям. Об этом говорят многочисленные исследования. В последнее время отмечается возрастающий спрос на рынке дистанционных образовательных услуг. Сейчас все более востребованным становится не просто обучение чему-то конкретному, а универсальное образование, которое позволяет обучающемуся находить самостоятельно разнообразную информацию из различных источников, а не только от одного педагога. В настоящее время формируется концепция так называемого метаобразования (не в одной отдельно взятой области), а это , в свою очередь, предоставляет для человека возможности приобретения метаквалификации. Услуги дистанционного образования в этом случае просто незаменимы. А поскольку технические средства все время совершенствуются, необходимы методические инновации и осмысление тех новообразований, которые происходят в сфере дистанционного образования.

В последнее время появилось уже такое понятие, как дистанционная педагогика. Наука о влиянии информационных компьютерных технологий, интегрированных в образовательный процесс посредством дистанционного обучения, на возможность самостоятельного обучения, самообразования и формирования для этого необходимых навыков. Таким образом, постепенно образование трансформируется в более гибкий и динамичный процесс, что непосредственно связано с внедрением новых цифровых технологий. Конечно, когда речь идет о дистанционном обучении детей школьного возраста, мы сталкиваемся с целым рядом сопутствующих этому процессу проблем, которые надо учитывать для того, чтобы иметь возможность объединить традиционное обучение и дистанционное. Попробуем осмыслить некоторые проблемы.

Первая проблема заключается в готовности учителей школ, педагогов дополнительного образования и даже преподавателей высшей школы к таким нововведениям, как дистанционное обучение. Успешное дистанционное обучение напрямую зависит от уверенности педагогов в собственных знаниях и способностях, связанных с применением информационных технологий. Надо сказать, что в нашем Центре проводятся семинары для педагогов по внедрению новых цифровых технологий. Такого рода подготовка должна способствовать не только внедрению информационных технологий в обычный образовательный процесс, но и содействовать, как показал сегодняшний день,  развитию и применению  дистанционных форм обучения.

Вторая проблема. Это готовность самих детей и родителей к новой для них форме получения знаний. Возникает целый ряд трудностей, связанных не только с наличием или отсутствием компьютера дома, но и с умением использовать компьютерные технологии и Интернет-ресурсы. Конечно,  старшие дети – подростки и старшеклассники – оказываются в более выгодном положении  по сравнению с детьми младшего возраста. Они в большинстве своем прекрасно чувствуют себя в виртуальном пространстве. А вот дошкольникам и детям младшего школьного возраста вынуждены помогать родители, многие из которых сами не имеют достаточно знаний и опыта работы в информационном пространстве. Поэтому создание дистанционной образовательной среды – это уже не далекое завтра, это наше сегодня. Это, если хотите, вызовы времени.

Третья проблема заключается в готовности самих образовательных учреждений – детских садов, школ, колледжей, вузов, учреждений дополнительного образования – к дистанционному обучению. Необходима разработка не только дистанционных образовательных программ, но и методических рекомендаций, инструкций, пособий, пробных занятий, открытых дистанционных уроков и тд. Чтобы добавить в свой спектр образовательных услуг дистанционное обучение, образовательные учреждения должны иметь не только обученный, профессиональный персонал, но и необходимое современное оборудование.

Четвертая проблема. Нас уже давно беспокоит вопрос социализации современных детей и подростков. Большинство родителей не знают, как «оторвать» своих детей от компьютеров, а тут еще и дистанционное обучение. Нам следует понять и принять тот факт, что становление информационного общества значительно повлияло на социализацию нового поколения. Оно живет чуть ли не с младенчества в виртуальной реальности. Уже не первый десяток лет, как произошел перенос коммуникаций в воображаемую  плоскость. Распространение новой коммуникативной среды вызвало появление таких форм взаимодействия , как форумы, чаты, онлайн-игры, социальные сети, Инстаграмм и тд (кстати, многие из нас также пользуются всем этим уже совершенно свободно, что и помогло сейчас использовать эти формы при дистанционке). Так вот для наших детей ( и уже взрослых детей, в том числе) это и есть поле формирования индивидуальности и социализации, хотим мы этого или не хотим.

 По данным последних исследований к цифровому поколению в России можно отнести детей и молодых людей, родившихся в самом конце 80х- начале 90х годов. Таким образом, мы имеем уже не только детей, но и родителей детей дошкольников и младших школьников, часть из которых смело можно отнести к цифровому поколению. Распространение глобальных информационных сетей привело к формированию новой идентичности: наблюдается возрастающая степень индивидуализации, концентрации на собственном стиле жизни. Стерта грань между частной и публичной жизнью: я сижу дома и могу общаться со всем миром. В комфортной для себя среде. ОНИ бегут от стандартизации, обыденности, «заорганизованности». Им скучен стандартный, репродуктивный процесс обучения. Интернет превращает их жизнь в постоянное массовое сотрудничество. ТАМ они обмениваются мнениями, могут высказывать свою точку зрения. По сути, представители нового поколения проходят сейчас первичную социализацию зачастую более активно в Сети, чем в семье или в школе. Родителям и учителям важно учитывать этот факт. И перестраиваться. Учиться, думать, чтобы не противостоять новому и неизвестному, пугающему, а уметь помочь детям в расстановке ценностных приоритетов, но не только со своих позиций, а учитывая совершенно другую реальность, пока не знакомую многим из нас. Мы практически оказались не готовы  к тому, чтобы регулировать и контролировать сетевое поведение своих детей. В силу отсутствия соответствующих навыков работы в цифровой среде. В дистанционном обучении при использовании новых современных форм работы очень много привлекательного для обучающихся, и нам необходимо осваивать эти формы, что вовсе не исключает  традиционное обучение.

А вот и пятая проблема. Сейчас много споров и в науке, и в практике о том, что лучше и эффективнее: традиционное или дистанционное обучение. Не будем глубоко вникать в эти споры. Не лучше ли вместо отрицания прийти к соглашению?! Сейчас появляется интересная возможность совместить эти два подхода. И в том,  и в другом подходе есть свои плюсы, которые можно использовать во благо, а присущие тому и другому подходу минусы нивелировать плюсами. Что это за плюсы и минусы? Выделим наиболее значимые. К плюсам традиционного обучения без сомнений можно отнести следующие:

  • Живое общение. Непосредственное общение с педагогом и сверстниками положительно влияет на восприятие информации (разумеется, если это общение носит не формальный характер). Обучающийся может сразу задать вопросы, уточнить непонятные моменты.
  • Положительная здоровая конкуренция. Нежелание отставать от других заставляет более усердно учиться.
  • Сиюминутная реакция педагога на отсутствие понимания материала или неправильного выполнения задания, что дает возможность сразу исправить ошибку. Но это возможно только в небольших группах учащихся.
  • Наличие возможности стимулировать и мотивировать обучающихся на деятельность  в реальном времени (хотя в индивидуальных онлайн-занятиях этот прием тоже можно использовать).
  • Дисциплинирует обучающихся, так как присутствует четкая организация обучения по времени и в пространстве

 

Это только часть плюсов традиционного обучения, но существенных. Основными минусами традиционного обучения являются ориентированность обучения на память, не на мышление, мало возможности для развития творческих способностей, самостоятельности и активности (особенно в школе), репродуктивный (воспроизводящий) характер знаний, усредненный общий темп усвоения материала, преобладание словесных методов изложения, отсутствие свободы выбора и тд.

Хочу заметить, что в дополнительном образовании детей в силу его особенностей признаки традиционного обучения несколько нивелированы, так как есть свобода выбора вида деятельности. Надо сказать, что некоторые плюсы дистанционного обучения в учреждении дополнительного образования присутствуют даже  в рамках традиционного. Какие плюсы мы можем отнести к дистанционному обучению:

  • Возможность обучаться в удобное для обучающегося время, в своем темпе, в удобном месте
  • Мобильность. При налаженном дистанционном обучении обучающийся может держать связь с педагогом как онлайн, так и офлайн через разные формы. И главное, индивидуально и в любое время.
  • Возможность охвата разных интересующих областей знаний, так как ты сам планируешь свое время или по договоренности с педагогом, если занятие онлайн. К тому же у тебя больше времени из-за того, что тебе не надо тратить время на дорогу, сборы и тд.
  • Доступность. В том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Больше возможностей для индивидуального подхода.

 

Это только часть плюсов. Но есть и минусы, которые можно отчасти минимизировать традиционными формами обучения. Во-1х, не всему можно обучиться онлайн, дистанционно. Особенно это касается учреждений дополнительного образования. Например, можно, конечно, обучить каким-то танцевальным движениям или поработать над ролью в спектакле онлайн, индивидуально, но вряд ли можно онлайн поставить спектакль или коллективный танец. Впрочем, с современными технологиями, наверное, и эту задачу можно решить. Если я не права, педагоги могут меня поправить. Во-2х, препятствием для успешного дистанционного обучения, и об этом говорят родители, является  собственная лень детей и несформированная внутренняя учебная мотивация. Дистанционное обучение требует силы воли и организованности. Самодисциплины. Но, возможно, занятия дистанционно при определенной организации процесса как раз и будут способствовать формированию мотивации и самодисциплины. В-3х, отсутствие развитой способности к самостоятельному обучению у многих обучающихся тоже может быть проблемой при дистанционном обучении. Но при наличии сильной мотивации эта проблема решаема. В - 4х, неготовность многих родителей к дистанционному обучению детей, связанная с необходимостью максимального участия родителей в процессе обучения, особенно с детьми младшего школьного возраста. Правда  и в том, что при традиционном обучении родителям приходится тратить тоже немало времени на помощь детям в учебе, так что этот минус можно считать косвенным. 5й, пожалуй, самый существенный минус - это недостаток живого общения в кругу единомышленников.  Возможность заниматься в группах, проводить вместе праздники, играть, общаться, заводить новых друзей вне социальных сетей, конечно, привлекает и детей, и родителей. А это прерогатива традиционного образования.  Есть еще один минус – это необходимость работы за компьютером при дистанционном обучении. Но согласитесь, дети и так много времени сидят за компьютером, играя или просиживая в социальных сетях, так может лучше они потратят это время с пользой для себя. Но вопросы организации времени и учебной нагрузки при дистанционном обучении пока остаются открытыми, хотя и вполне решаемыми. И одно из решений – это возможность установления оптимального режима обучения с учетом психофизиологических особенностей ребенка. Родители и сам ребенок могут определить удобное время для занятий, их продолжительность, наличие перерывов.

Таким образом, мы можем выделить главные цели дистанционного образования:

  • предоставление возможности получить любое образование на дому в комфортной среде и удобное время;
  • возможность повышения качества образования в соответствии с потребностями и интересами детей;
  • создание оптимальных условий для получения дополнительных занятий  детьми без отрыва от основной учебы;
  • соблюдение принципов субъектного обучения: ребенок в центре внимания;
  • развитие навыков самообучения и самодисциплины.

 

Традиционный подход не исключает элементы цифровизации. Это уже не новое для детей и родителей. Интернет уже давно используется в традиционном обучении. А при правильной организации и реализации дистанционного обучения, которое требует на сегодняшний день к себе более пристального внимания, создаются возможности для развития такой образовательной среды, в которой традиционные ценности переплетаются с прогрессивными методами дистанционного подхода в образовании. 

P.S. В следующих статьях мы поговорим о советах и рекомендациях для родителей и детей при трудностях освоения дистанционного обучения.


Елена Николаевна Воронова,
педагог-психолог ЦРТДиЮ «Заельцовский»

Дата последнего обновления страницы 27.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения